Материал взят с сайта Государственного автономного учреждения дополнительного образования Пермского края
«Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» (ГАУДО ПК ЦППМСС) http://soscentrpk.ru/ 

Педагог-психолог Центра Пермякова И.А. на своих занятиях в рамках образовательных программ для замещающих родителей «Семейная мастерская», модуль «Подросток в замещающей семье» и «Школа опекунов»  в  работе над темой  «Трудное поведение детей и подростков»  использует различные формы, одна из которых - анализ картины  Федора Павловича Решетникова "Опять двойка".

Инструментарий к занятию: картина Ф.П. Решетникова «Опять двойка», большие листы на флипчарте.

Задача специалиста состоит в том, чтобы создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников;  определения  значения школьной отметки в жизни ребенка.

Предварительная работа:  перед занятием  специалист дает домашнее задание и предлагает слушателям анкету для родителей и  детей, на которую им необходимо ответить.

Анкета для детей

Задание: Допишите предложения:
- Если я получаю хорошую оценку, то…
- Если я получаю плохую оценку, то…
- Мои родители говорят, что я могу учиться…
- Если я что-то не понимаю, в домашнем задании, то родители…
- Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они…
- Я знаю, что школьная отметка – это…

Анкета для родителей.

Задание: Допишите предложения:

- Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его…
- Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему…
- Я знаю, что школьная отметка – это…
- Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это…
- Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я…
- Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я…

- Если ребенок что-то не понимает в домашнем задании, то я…

В начале занятия  каждому родителю индивидуально предлагается  провести анализ ответов  своих воспитанников.

Далее предлагается записать их мнения и суждения на большом листе бумаги. Общий анализ будет представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины. На первой половине плаката  положительное мнение детей об отношении родителей к учебной деятельности ребенка и к его школьным отметкам; на второй – отрицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребенок…»

Упражнение:  Анализ картины Ф.П. Решетникова « Опять двойка».

Из истории создания шедевра: картина Федора Павловича Решетникова "Опять двойка" была написана в 1952 году и эта одна из самых известных и любимых произведений советской живописи.  Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка». Лишь постепенно  автор  пришел к противоположному образу двоечника.

Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды. Именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу, моральное и материальное благополучие.

 

Каждый или почти каждый человек, который смотрит на картину, может припомнить себя в подобной ситуации, когда хочешь - не хочешь, а нужно идти домой и рассказывать о том, что ты был не успешен в учебе и получил плохую оценку.

 Вопросы для обсуждения по картине:

1. Что мы видим на картине? (ответы слушателей)

Комментарии психолога: На картине мы видим семью: маму и трех детей. Мальчик – главный герой картины – пришел домой из школы. Он стоит посередине комнаты, только что вернувшийся из школы. Его портфель, перевязанный веревкой, из которого выглядывают коньки, говорит о том, что в этот день ученик уделил учебе внимания значительно меньше, чем катку. Его сестра с укором и неодобрением смотрит на брата. Сама она стоит с учебником возле стола и, видимо, собирается делать уроки. Мама детей расстроена. Возможно, она только что оживленно беседовала с дочкой и младшим сыном. Но вот вошел средний ребенок, и по его лицу стало ясно: "Опять двойка". Вся радостная атмосфера мгновенно улетучилась в комнате.

2. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине? (ответы слушателей)

Комментарии психолога: Художник изобразил всех в момент, когда каждый из героев картины остро реагирует на ситуацию. Сам мальчик не весел, потому что у него двойка. Судя по названию картины, она уже далеко не первая.

3. Как вы думаете, какие чувства и мысли возникли у членов семьи? (ответы слушателей)

Комментарии психолога: Все раздосадованы.  Эта реакция  отражается на лицах и в позах каждого. Лица очень красноречиво передают их подлинные чувства.

На лице двоечника читается раскаяние: " Эх, если бы все начать сначала, то я бы не катался весь день на коньках, а сначала выучил уроки!"

Мама очень огорчена. Узнав про плохую оценку, она всплеснула руками и бессильно опустилась на стул. Она  смотрит на сына с укоризной, и мальчику стыдно. Он надулся и отвернулся, пряча глаза, потому что он и сам огорчен и понимает свою вину.

С осуждением смотрит на брата и старшая сестра, которая здесь же на столе разбирает свои учебники и тетради. Видно, что она  прилежная ученица. Девочка  расстраивается, что младший братишка получил неудовлетворительную оценку. На ней аккуратная школьная форма, отглаженный красный пионерский галстук, волосы тщательно причесаны.

Младший братишка смотрит на незадачливого ученика, катается на велосипеде и весело смеется, не понимая пока огорчения старших. Может быть, он думает, что сам будет учиться лучше, а может быть, и не знает пока ничего про школьные трудности старшего. Он посматривает на него с лукавым любопытством - что же будет дальше?

 И только собаке - верному другу - все равно, какие оценки в дневнике у ее хозяина, она радостно пытается лизнуть его в нос.

4. Хорошо ли ему живется в родном доме?

 

Комментарии психолога: Семья живет хорошо, в достатке. Для тех лет обстановка в комнате очень хорошая, даже богатая. У малыша есть велосипед, который был не у всех детей.

5. Как к нему относятся родные и близкие?

6. Как, по вашему мнению, закончится эта история, финал данной картины с позиции родителей XXI века?

Групповая работа со слушателями
Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной ситуацией, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.

Ситуация 3. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.

Ситуация 4. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив к нему в оценке его знаний.

       Обсуждение со всеми слушателями предлагаемых  вариантов стратегий поведения взрослых их родительского восприятия на учебные умения школьников.

Рекомендации для родителей: 

- Не ругайте своего воспитанника за не успехи, за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, а ему очень хочется быть хорошим, то ребенок начинает врать и изворачиваться.

- Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, выполняя домашнее задание, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат, оценка. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

-  Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде положительной отметки.

- Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно учителей, других взрослых и детей в проблемах собственного воспитанника.

- Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения  положительной отметки, его успешности. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось быть успешным, старательным, ответственным в учебной деятельности.

Подведение итогов:
Слушатели высказывают мнение по содержанию занятия. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов: «Я узнал, что…»; «Новым для меня стало то, что…»;  «Я убедился в том, что…»; «Меня не смогли убедить в том, что…»; «Я категорически против того, что…»; «Я не согласен с тем, что…».

Материал подготовлен И.А. Пермяковой

педагогом-психологом Центра