Распономарева Ж.А.

социальный педагог МБОУ «ООШ № 13»

  За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не  сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.

В школе ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - дать представление об основных моральных ценностях и формировать мировоззрение ребенка в целом.  Семья - место отдыха от тревог и невзгод внешнего мира, место обретения гармонии, силы и любви.  Но как быть, если в современном мире с его бешеным ритмом жизни, когда из-за моральных, физических затрат на работе, родителям уже не остается ни сил, ни времени на детей, да и на самих себя? 
           Семья и школа - партнеры в вопросах воспитания. Сейчас все чаще школа предлагает родителям новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогической жизни школы. Однако стоит признать, что учителя рассматривают чаще семью лишь как объект воздействия, поэтому не используются в полной мере возможности семейного воспитания.
  В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Между тем стоит отметить, что педагоги, сетуя на нежелание и неумение отдельных родителей воспитывать своего ребенка, ничего кроме нравоучений и не предлагали в помощь.   В связи с реализацией плана муниципальной опытной педагогической площадки «Новые подходы к организации методической работы в школе в условиях ФГОС», в целях организации эффективного всеобуча родительской общественности с 2014 года в нашей школе проводятся Дни родительского образования. Для участия в данном мероприятии приглашаются родители разных возрастных категорий.

Такая форма встречи была новой для наших коллективов: педагогического и родительского. Мы попытались ответить на важные семейные вопросы: как воспитать инициативного, активного ребенка? В чем опасность полного послушания? О чем должен помнить каждый родитель, заботясь о будущем своего чада? Как выстраивать эффективный диалог с родителями?

В 2014-2015 учебном году в рамках Дня родительского образования специалистами ППМС-центра г. Лысьва проводились тренинги: «Родительские ошибки или «Что посеешь, то и пожнешь», «Семья - основа будущей жизни каждого ребенка», «Какой я родитель? Какая я мама? Какой я отец?», «Современный ребенок: требования родителей и возможности детей. Как это совместить?», просмотр и обсуждение фильма «Внук Гагарина» совместно с психологами.

Следующий день родительского образования прошёл по теме «Счастливая семья – счастливый ребёнок», специалисты ППМСЦ провели тренинги для групп родителей по данной теме. В конце мероприятия родители озвучили вопросы в воспитании детей, ответы на которые они хотели бы получить от специалистов при следующей встрече.

В 2015-2016 учебном году проводились тренинги с элементами арт-терапии  на тему «Современный ребенок: требования родителей и возможности детей. Как это совместить?».

В 2016-2017 учебном году Дни родительского образования были посвящены теме здоровьесбережения семьи. В рамках данного мероприятия была организована встреча с врачом-дерматологом, врачом-гинекологом, социальным педагогом озвучена тема «Синий кит».

В 2017-2018 учебном году форма данного мероприятия изменилась. Мероприятие проводится в форме фасилитационной сессии. Первая встреча состоялась в сентябре, родители работали над вопросом «Трудовое воспитание в семье и школе». Следующая встреча состоится в марте по теме «Я для школы, школа для меня».

Дни родительского образования показали, что родители нуждаются в активной помощи специалистов и открыты для общения. Они понимают, что будущий успех их детей – это плод совместных усилий семьи и школы. И значит таким встречам быть.