А.С. Кынкурогова, педагог-психолог

МБОУ «СОШ № 16 с углубленным

изучением отдельных предметов»

     Происходящие глобальные социально-экономические изменения в нашем обществе приводят к необходимости изменения традиционного подхода в воспитательной деятельности. Влияние нестабильности негативно сказывается на формировании духовно-нравственных отношений и гармоничном развитии личности ребенка.

     Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш с самого раннего детства приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это колыбель духовного развития ребёнка. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.     Уникальность детско-родительского взаимодействия обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребёнка. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, а явное отвержение ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Описанная выше зависимость между поведением родителей и поведением детей влияет на становление нравственной позиции ребёнка.

    Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а механизмы взаимоотношений между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношений. В настоящее время психологами отмечено, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодействия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.

     И в то же время,  чем старше становятся наши дети, тем больше тревожится родительское сердце. Волнения родителей понятны - все больше времени ребенок проводит без взрослых, вне сферы их внимания и влияния. Как уберечь ребенка от дурного влияния, которое может быть оказано на него там, в большой и шумной жизни за пределами родительского дома? Как научить ребенка везде и во всем распознавать добро и отличать его от зла? Как устоять и не поддаться соблазнам, которые окружают нас вокруг?

   Изучая причины, по которым дети и подростки попадают в дурные компании, поддаются чужому влиянию и, часто, оказываются в плену у нездоровых привычек и соблазнов, можно выделить общие признаки.

    Одной из главных таких причин является отсутствие в жизни ребенка любви, внимания, общения, уверенности в себе. Начало этих проблем чаще всего лежит в семье, в отношениях между детьми и родителями. Если есть душевная пустота, то дети стремятся ее заполнить, находя легкий и доступный способ, поддаваясь влиянию вредных привычек.

     Другой немаловажной причиной является стиль воспитания, характерный для семьи ребенка. Крайности воспитания, попустительcкий или авторитарный стили воспитания также подталкивают ребенка к  вредным привычкам. Сторонники авторитарного воспитания устанавливают для детей слишком жесткие правила и требуют безоговорочного подчинения. Они не видят в ребенке личность, и ему приходится искать другие способы самоутверждения. И, наоборот, дети, которые находятся под постоянной опекой, привыкают к послушанию и, не научившись принимать самостоятельные решения, легко поддаются вредному влиянию.

     В связи с этим важно в совместной деятельности педагогов и родителей акцентировать внимание на роли семьи в формировании нравственных качеств в совместной с ребенком деятельности.

    Хочется обратить внимание родителей на то, что, поощряя ребёнка даже за незначительную помощь, подчёркивая его причастность к общим проблемам и заботам семьи, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребёнка, укрепляют его веру в свои силы, пробуждая социально необходимые качества личности.

    В процессе создания условий развития нравственной основы личности, следует учитывать возрастные особенности развития, однако ряд рекомендаций для родителей являются общими:

  • Воспитание трудолюбия накладывает отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны.
  • В нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитывающий  и  поучительный характеры.
  • Чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
  • активно «слушать» его переживания и потребности,
  • безусловно, принимать ребёнка,
  • проводить время вместе (читать, играть, заниматься),
  • не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
  • помогать, когда просит,
  • поддерживать успехи,
  • делиться своими чувствами (значит доверять),
  • конструктивно разрешать конфликты,
  • использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась… и т.д.»
  • обнимать ребёнка, как можно чаще.

    Родители являют собой самый главный пример поведения для детей. Если мы хотим научить их правильно и ответственно вести себя, то сами должны подавать соответствующий пример.  Как бы мы ни старались объяснить, что хорошо, а что плохо, если наши слова не совпадают с нашими поступками и делами, то толку от них не будет. В силу своих природных особенностей, дети, прежде всего, обращают внимание на поступки, а не на слова. Дети разного возраста учатся отличать ценности, которые действительно мотивируют поступки, от ценностей, о которых лишь говорят. Они хотят видеть соответствие между нашими словами и поступками.

           Закончить свое выступление хотелось бы словами Оскальда Уайльда –  «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».